Зачем нужна
такая эмоция как отвращение, с точки
зрения биологической эволюции? Насколько
фундаментальны механизмы запуска
отвращения? Оказывается, это что-то
среднее между страхом и гневом, суть —
защитная реакция, и весьма фундаментальная.
Но все, что
сказано выше, это более-менее эволюционная
биология. Самое же интересное происходит
при переходе на следующий этаж. Тут мы
достигаем социальности.
Почему к
некоторым людям мы испытываем социально
обусловленное отвращение? Ну понятно,
потому что они мерзкие, гадкие, подлые,
отвратительно себя ведут и говорят
гнусные вещи. Но почему отвращение? И
отвращение ли это?
Отвращение
«до-социальное», - пищевое, токсическое,
инфекционное, травматическое, - насколько
оно связано с отвращением «социальным»,
с яркой негативной эмоцией в адрес
людей, демонстрирующих нарушение
принятых нами поведенческих и этических
норм? Является ли «социальное» отвращение
прямым продолжением «биологического»,
и основано на той же общей психической
механике, только на другом уже уровне,
или же это две совершенно разные истории,
и мы все это называем «отвращением»
скорее по аналогии, - к «гнилому» человеку
мы испытываем явную неприязнь, и это
внешне напоминает то, что мы испытываем
к гнилому мясу, и мы все эти переживания
называем одним словом «отвращение»
скорее для метафорической образности
…
И потом уже
из этого вырастают все более сложные
эмоциональные конструкции. Был даже
предложен термин «перевозбуждение
морали» для состояния человека, остро
озабоченного моральными суждениями.
Обнаружено, что у таких людей обострены
реакции в инсулярной зоне как на ситуации,
связанные с этическими суждениями, так
и при демонстрации вне-социальных,
«биологически» отталкивающих стимулов.
То есть неадекватно «морализаторствующие»
одновременно более склонны к выраженной
брезгливости (однако, работает ли это
в обратную сторону, т.е. склонны ли очень
брезгливые люди демонстрировать
избыточное напряжение этического
чувства,- остается вопросом открытым,
я очень подозреваю что да).
И сверху уже
идут комплексные эмоции, которые
вырастают из базового отвращения,-
презрение, высокомерие, самоуничижение
и все прочие, связанное с пассивными
(либо пассивно-агрессивными) реакциями
отторжения и неприятия. Что интересно,
на все другие базовые «плохие» эмоции
существуют свои патологии,- депрессия
для печали, тревожности для страха,
патологии, связанные с утратой контроля
над агрессивным поведением для гнева.
А патологиям отвращения специального
диагноза не досталось
Познавательно.
Оказывается, «неадекватно морализаторствующие»
- это немножко больные люди. Вероятно,
их можно вылечить.
original post http://vasnake.blogspot.com/2012/11/shrink.html
original post http://vasnake.blogspot.com/2012/11/shrink.html
Там в каментах здорово сказано
ОтветитьУдалить- Но вопрос - а каков механизм у такого явления, как тяга лишний раз посмотреть на безусловно мерзкое (отвернуться, но еще раз глянуть на раздавленный труп котенка, еще и еще раз заглянуть в неприятный жж и т.п.)?
- А лишний раз посмотреть,- это потому что противно, но интересно (что очевидно). Баланс между защитным избегающим поведением (отвращение) и активным поисковым поведением (любопытство). Всегда есть балансиры и противовесы, особенно когда речь идет о таких фундаментальных, тяжеловесных и потенциально неуправляемых вещах, как базовые эмоции. Это как тяжелый башенный кран. Если неаккуратно откалибровать противовес, высоки риски, что стрелу рано или поздно сорвет и она расхерачит все к едрене фене. И когда в психической конструкции баланс ломается, то башню таки срывает, и она таки разносит все к едрене фене.
link