Было дело,
залил я когда-то в смартфон книжки, для
почитать. Чтобы выпендриться выбрал не
Акунина или Донцову а вовсе даже наоборот,
Томаса Манна, про Иосифа и братьев. И
когда очередь подошла — стал читать.
Открываю первый том, не открывается.
Второй — нет. И так до четвертого, он
уже открылся в читалке нормально, хз
почему. Ну ладно, не все ли равно, даже
интереснее бывает с конца читать,
понятнее, что автор донести хотел. Прочел
четвертый том и стал читать послесловие,
о чем вообще вся книга. А там про
религиозность. У нас это нынче модно,
вот, не поленитесь и не пожалейте времени,
проникнитесь.
Цитирую:
я сказал бы:
религиозность — это внимание и
послушание ; внимание к внутренним
изменениям, которые претерпевает мир,
к изменчивой картине представлений об
истине и справедливости; послушание,
которое немедля приспосабливает жизнь
и действительность к этим изменениям,
к этим новым представлениям и следует
таким образом велениям разума. Жить
во грехе — значит жить не так, как этого
хочет разум, по невнимательности и из
непослушания цепляться за устаревшее
и отсталое и продолжать жить в этом
заблуждении. И каждый раз, когда в книге
заходит речь насчет «заботы о боге»,
речь идет о праведном страхе перед этим
грехом и безрассудством. Эта «забота о
боге» живет в моем романе повсюду: на
пастбищах Ханаанских и на престоле
Египетского царства. «Думать о боге» —
значит не только стараться «выдумать»
его, определить, что он такое, познать
его, это прежде всего значит думать о
том, чтобы выполнить его волю, с которой
должны гармонировать наши помыслы, не
упустить сделать то, чему пришла пора
свершиться, чему уже пробил срок на
часах истории, чего требует век. Кто
«заботится о боге», тот озабочен мыслью:
не продолжает ли он считать правильным
и справедливым то, что некогда действительно
было истиной, но перестало быть ею, не
живет ли он по этим, ставшим анахронизмом
канонам; «забота о боге» — это благочестивое
смирение, уменье распознать дурное,
устаревшее, все то, из чего человек уже
внутренне вырос, что стало нестерпимым,
невыносимым, или, на языке Израиля,
«скверной». «Заботиться о боге» — значит
всеми силами своей души внимать велениям
мирового разума, прислушиваться к новой
истине и необходимости, и отсюда вытекает
особое, религиозное понятие о глупости
: глупости перед богом, которая не ведает
этой заботы или же пытается отдать ей
дань, но делает это так неуклюже, как
родители Потифара, ставшие супругами
брат и сестра, приносящие в жертву Свету
детородную способность своего сына.
Глупцом перед богом оказывается и Лаван,
все еще верящий в то, что долг повелевает
ему заколоть своего маленького сына и
похоронить его под фундаментом дома,
что некогда считалось делом весьма
благочестивым, но теперь уже не считается
признаком благочестия. Первоначально
люди знали только один вид жертвоприношения
— приношение в жертву человека. Когда
же наступил момент, в который человеческие
жертвы стали считаться «скверной» и
глупостью? Книга Бытия фиксирует этот
момент в рассказе об Аврааме, который
отказался заклать сына своего Исаака,
заменив человеческую жертву животным.
Здесь мы видим человека, уже настолько
далеко ушедшего в познании бога, что он
расстается с отжившим обычаем, выполняя
волю божества, которое стремится
приподнять — и уже приподняло нас —
над подобными предрассудками. Благочестие
— это своего рода мудрость: мудрость
перед богом.
Нужно ли
добавлять, что страдания, бремя которых
мы сейчас несем, катастрофу, которая на
нас обрушилась, мы навлекли на себя тем,
что в нашем легкомыслии, которое давно
уже стало преступным, растеряли последние
остатки этой мудрости перед богом?
Конец цитаты.
Томас Манн,
Иосиф-кормилец (Иосиф и его братья, книга
4)
Написано до,
во время и после Второй Мировой Войны.
Очень точно,
доходчиво и исчерпывающе. И безо всякой
псевдонаучной марксистской
мутотени про производственные отношения
и производительные силы. Но о том же,
фактически.
Это вам не
патриарх Кирилл жук начхал.
original post http://vasnake.blogspot.com/2012/10/blog-post_2.html
original post http://vasnake.blogspot.com/2012/10/blog-post_2.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий